Ценообразование в веб-разработке
Существует ли ценообразование в веб-разработке?
Несмотря на наличие вполне четкой рыночной стоимости часа работы программиста, я склонен считать, что сформировавшегося ценообразования в веб-разработке нет.
В больших и сложных разработках оно конечно существует. Но единственная причина их существования — это экономически выгодно. Подобные проекты Вы можете увидеть только на специализированных тендерных площадках и частных тендерах крупных компаний.
В малых проектных работах (до 0.5-2 млн) — ценообразование однозначно сводится к оценке «на глазок» разработчиком/менеджером проекта. Зачастую компании-исполнителю не имеет смысла проводить адекватную оценку подобных проектов — стоимость оценки будет превосходить по стоимости и времени затраты на оплату труда разработчиков.
Если серьезно подходить к вопросу выбора специалистов для решения той или иной технической задачи и отправить сформированное техническое задание нескольким десяткам исполнителей (как и делают опытные клиенты) — то обратная оценка стоимости реализации имеет очень сильный разброс. Зачастую, разница в оценке расходится в десятки раз. И это вполне нормально для данного рынка.
Отдельно хотелось бы сказать о «часовой ставке» фрилансеров и компаний, продающих IT-аутсорсинг. Внешне здесь все куда стабильнее, средний по больнице диапазон: 500-2000 рублей в час. Но не спешим радоваться, ведь никто не говорит о том, сколько специалист сделает за это время.
Вместо заключения
а) Не стоит гнаться за низкой часовой ставкой. Обычно за ней скрываются неквалифицированные специалисты, итогом сотрудничества с которыми будет — срыв сроков и проект, который никто не возьмется дорабатывать.
б) Не стоит доверять высокой часовой ставке. Обычно за ней скрывается многократная перепродажа Вашего проекта третьим лицам.
Перепродажи в IT — дело привычное и нормальное, большинство студий и частных специалистов имеют на примете несколько партнеров, кому можно перепродать заказ. Это позволяет оказывать более широкий спектр услуг и не держать в штате людей под специфичные задачи.
На рынке веб-разработки существует несколько десятков именитых компаний практически не имеющих у себя штатных специалистов, 90% заказов они просто перепродают дальше.
Я тоже этим раньше грешил, но завязал с перепродажей проектов, после того, как однажды мне вернулся проект с ценной в 12 раз меньшей. Когда цепочка была выяснена полностью, оказалось, что данные проект был продан 5 раз.
Стоит ли говорить о том, что общее время исполнения проекта было 2 месяца, а проект вернулся обратно в середине 6ой недели и в первоначальном состоянии…Прекратил взаимоотношение с партнерами и выполнил проект своими силами. Но это уже совсем другая история.
О рисках, которые увеличиваются при перепродаже проектов: все просто, больше звеньев — ниже вероятность успеха.
в) Признать реальность ценообразования в данной сфере.
Связывая свою деятельность с людьми, занимающимися разработкой программного обеспечения, веб-ресурсов и прочей высокотехнологичной лабуды стоит сразу признать: если Ваша компания не Газпром и Ваш проект «не тянет» на круглую сумму, то единственная адекватная оценка корректности предложенной цены — это ответ на вопрос «Мне выгодна эта сделка или нет?».
Как считать выгоду — личное дело каждого.
Успехов вашим проектам